/ Регистрация Закрыть Вернуться на главную

Электронная почта *
текст
Пароль *
Зыбыли пароль?

Для слабовидящих Мобильная версия Архив сайта English
mailhomestructura
.

Региональные

12.03.12

Специалисты ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» посетили семинар в адаптационно-педагогическом центре «Прибайкальский Талисман»

Специалисты ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» приняли участие в семинаре «Комплексный личностный подход к реабилитации ребенка с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития», который был организован педагогами адаптационно-педагогического центра «Прибайкальский Талисман».

Этот центр в прошлом году отметил свое 20-летие. Он был создан для детей-инвалидов школьного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения развития. Дети, которым отказано в посещении государственных образовательных учреждений, в «Талисмане» получают полноценную возможность развития своего потенциала.

Учителя центра для участников семинара организовали экскурсию по школе. Все дети занимаются в небольших группах по 6-7 человек, сформированных по возрастному принципу: даже если 14-летний ребенок нигде до сих пор не учился, он все равно будет направлен в группу к ровесникам.

Жизнь центра подчинена ритмам: суточным, месячным, сезонным в виде годовых праздников, что позволяет давать детям представления о времени суток, календаре, смене времен года. Каждое утро у ребят начинается с общего круга, где они проговаривают сегодняшнее число, месяц и год. Также говорят о планах на весь день. После этого дети расходятся по классам. Темы уроков в «Талисмане» сродни темам в общеобразовательных школах, но преподавание ведется с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

После занятий они осваивают ремесла в мастерских деревообработки, ткачества, керамики и рукоделия. Затем посещают художественные уроки, такие как живопись, рисунок, музыка. Кроме того, дети в этой школе учатся элементарным хозяйственным и бытовым делам, летом они, например, трудятся на приусадебном участке. Работа с детьми в «Талисмане» направлена на то, чтобы, получив развитие своих способностей в школьном возрасте, выпускники могли реализовать свой потенциал во взрослой жизни за стенами заведения.

Участники семинара получили теоретические сведения о современных личностно-ориентированных методиках социальной реабилитации детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями интеллекта, увидели применение этих методик на практике и убедились в их эффективности. Педагоги центра «Талисман» рассказали об отличиях лечебной педагогики от традиционной дефектологии. Оно заключается в индивидуальном подходе к каждому ребенку, как к личности, которая требует развития, а не простой коррекции имеющихся недостатков. Также гости адаптационного центра познакомились с теоретическими основами лечебной педагогики, её принципами и подходами, которые в дальнейшем подкрепили практическими занятиями.

Слушатели семинара участвовали в ритмических занятиях с медными палочками, мешочками с крупой. При этом они отмечали, что у взрослых, образованных людей с нормальным интеллектом, эти упражнения получались гораздо хуже, чем у детей на занятиях в этом центре. Впрочем, также, как и рисование форм восковыми мелками, которую выполняют ребята средних классов в «Талисмане».

Надо заметить, что сотрудники центра для работы с детьми используют исключительно натуральные, природные материалы – дерево, металл, ткани, шерсть, крупы. Пособия для занятий изготавливают сами ученики совместно с педагогами в пришкольных мастерских, где даже частично изготавливают музыкальные инструменты, которые необходимы ученическому хору и шумовому оркестру.

Все участники семинара были поражены результатами учеников «Талисмана»: дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью читают, пишут, обслуживают себя, усваивают элементарные знания и навыки. Огорчает только, что центр может принять ограниченное число детей, а вся школа держится исключительно на энтузиазме сотрудников, большинство из которых является родителями детей-инвалидов.