02.09.2019

Медицинский центр «Решма» ФМБА России осваивает программу ипотерапии для детей с нарушениями нервной системы

Эффективность верховой езды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы признана ведущими учеными мира и получает все большее распространение.

На протяжении нескольких месяцев в рамках государственной грантовой поддержки в ФГБУЗ «Медицинский центр «Решма» реализуется проект «Лошадка здоровья» - реабилитация детей с нарушениями нервной системы методом иппотерапии. Партнером проекта выступает Ивановская областная организация ВОИ.

ДПЦ – заболевание, в отношении которого термин «лечение» не совсем точен, ведь поражения головного и спинного мозга необратимы. Зато каждый родитель, столкнувшийся с этой проблемой, знает, что вторичные проявления болезни более или менее успешно поддаются реабилитации. Поэтому так важно, учитывая специфику заболевания ребёнка, выбрать для его восстановления хороший реабилитационный центр.

Михаил Кизеев, главный врач ФГБУЗ «Медицинский центр «Решма» ФМБА России, к.м.н.: «В первую очередь хочу обратиться ко всем родителям, воспитывающим таких ребят. Воспринимайте диагноз ДЦП не как приговор, а как стимул к действиям. Мы готовы вам помочь, и ждем в нашем медицинском центре.

Могу с уверенностью сказать, что МЦ «Решма» является одним из передовых медицинских учреждений Центральной России, занимающихся медицинской реабилитацией детей с детским церебральным параличом.

Только за 2018 год у нас прошли восстановительное лечение порядка четырехсот человек. В наступившем году по самым скромным прогнозам эта цифра удвоится. География регионов, откуда приезжают к нам лечиться маленькие пациенты, расширяется ежегодно. Это Ивановская, Костромская, Вологодская, Владимирская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская области, Республика Татарстан, Ненецкий автономный округ».

Курс лечения для таких детей бесплатный в рамках системы обязательного медицинского страхования и при наличии направления от лечащего врача.

В реабилитации детей с ДЦП специалисты медицинского центра «Решма» применяют комплексный подход, проводя не только лечебно-восстановительные мероприятия, но и социально-психологическое сопровождение. Лечение назначает мультидисциплинарная комиссия, в которую входят невролог, педиатр, врач ЛФК, физиотерапевт, психолог, ортопед. Помимо стандартных процедур, таких как физио- и бальнеолечение, лечебная физкультура, назначаются еще и самые современные методики. С 2019 года в программу лечения включена иппотерапия.

Екатерина Евдокимова, заведующая отделением медицинской реабилитации детей с нарушениями нервной системы МЦ «Решма»: «В ходе занятий иппотерапией дети учатся самостоятельно сидеть, держать осанку, увеличивается объем движения, становятся более подвижными тазобедренные суставы, с которыми у детей с ДЦП зачастую бывают проблемы. Лошади у нас специально подготовленные – с тихим нравом, с мягким ходом. Импульсы от их движения передаются ребенку, сидящему на мягком вальтрапе, и чувствующему эти импульсы каждой своей мышцей».

Шаг лошади полностью имитирует человеческий шаг, на время занятия она становится как бы продолжением тела ребенка и позволяет почувствовать, как двигается и ощущается тело во время ходьбы. Мышечная память ребенка, имеющего ограничения моторных функций, усваивает и интегрирует этот опыт. Новые нейронные цепочки, сформированные таким образом, в дальнейшем, помогут ребенку воспроизвести эти двигательные навыки и активируют самостоятельную ходьбу.

Можно наблюдать как дети с аутизмом или глубокими ментальными нарушения, часто безразличные ко всему происходящему вокруг, вдруг, как будто «включаются», когда их сажают на лошадь, пытаясь осознать новую гамму ощущений. Страх отступает перед любопытством, и маленький пациент гораздо охотнее готов выполнять упражнения лечебной физкультуры или учить стихотворение, сидя верхом на лошади, что расширяет возможности коррекции моторных и когнитивных функций.

Управляя таким большим и сильным животным, ребенок с особыми потребностями начинает понимать, что он многое может: он едет верхом, по его команде лошадь идет или останавливается, берет еду с его рук, позволяет гладить себя. Это важный опыт, который позволяет почувствовать уверенность в себе и способность влиять на события своей жизни.

Любовь Хвойнова, инструктор-иппотерапевт: «Правильный выбор лошади – уже половина успеха. На любое животное ребенка не посадишь, например, владимирский тяжеловоз для этих целей не подходит, поскольку у него другая динамика движения. В своей работе мы используем скаковых лошадей с так называемым «задним ходом». Это означает, что у лошади задние ноги толчковые, и именно сзади импульс движения передается пациенту».

Прежде чем посадить ребенка на лошадь, составляется программа реабилитации в зависимости от ее конечной цели. К примеру, для детей с нарушениями речевого развития делается упор именно на голосовое взаимодействие с животным – инструктор приучает маленьких пациентов самостоятельно отдавать команды, с каждым занятием усложняя их от односложных к многосложным. Цель реабилитации детей с ДЦП – помочь принять им вертикальное положение. Сначала пациент пытается держать голову, затем плечи, пробует подняться и, наконец, учится самостоятельно сидеть и даже вставать.

Иппотерапия целительна уже самой встречей ребенка с лошадью, которая не оценивает и не торопит его, которой не важен результат занятия. Лошадь просто здесь, рядом с ребенком, в молчаливом диалоге тепла, дыхания, движения. Умение понимать настроение лошади, устанавливать контакт, проявлять внимание и заботу о ней, развивает эмпатию ребенка и способность осознавать и проявлять свои чувства. Поэтому во время езды верхом или кормления лошади ребенку легче научиться управлять своим телом и эмоциями. В процессе занятий иппотерапией дети общаются не только с животными, но и с тренером, другими взрослыми и детьми, расширяют свой социальный опыт и заводят новых друзей.

Иппотерапия, признанная как один из ведущих методов реабилитации, по сути своей также является формой лечебной физкультуры. Своеобразие и сложность этого метода заключаются в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным восприятием друг друга и окружающего мира.

В отличие от других форм ЛФК, в процессе занятий иппотерапией пациент не является пассивным объектом. Он активно взаимодействует с лошадью. У него вырабатывается интерес к занятиям лечебной верховой ездой и огромное желание самому участвовать в реабилитационных мероприятиях. Именно это активное желание является колоссальной движущей силой процесса реабилитации.

Погружаясь в новую для себя систему движений на лошади, ребенок заново выстраивает систему пространственно-временных отношений, сопоставляя ее с условиями своего нового статуса. У конника-инвалида возникает горячая привязанность к лошади, на которой он постоянно занимается. Дети платят лошади искренней любовью за дар движения.