Размер шрифта:
Цветовая схема:

Санитарно-эпидемиологический надзор

О управлении

Управление надзора и контроля в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предназначено для реализации государственной политики по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ, а также населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

На Управление возлагается:

  • Организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека на обслуживаемых объектах и территориях;
  • Контроль за реализацией государственной политики в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий;
  • Участие в разработке и реализации целевых программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики профессиональных и эпидзначимых заболеваний;
  • Организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью территориальных органов (межрегиональных и региональных) и подведомственных учреждений обеспечивающих их деятельность;
  • Организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организация противоэпидемических мероприятий при осложнении эпидемической ситуации и при возникновении аварий или аварийных ситуаций на обслуживаемых объектах;
  • Обеспечение методического руководства за деятельностью подведомственных учреждений, проводящих экспертизы, расследования, обследования, исследования, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок;
  • Организация работы в области технического регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
  • Организация работ по установлению медико-санитарных требований, в пределах своей компетенции, в отношении продукции, работ, и услуг, ее характеристик, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • Организация ведения социально-гигиенического мониторинга;
  • Организация, в пределах своей компетенции, оказания государственных услуг в сфере санитарно-эпидемиологического обеспечения работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий;
  • Организация и участие в проведении работ по созданию информационных систем и баз данных по направлению деятельности;
  • Определение единых требований к организации и проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Совершенствование мероприятий по организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в реализации мероприятий по профилактике профессиональных, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
  • Организация и осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства;
  • Подготовка информации для органов государственной власти Российской Федерации и средств массовой информации о санитарно-эпидемиологической ситуации и принимаемых мерах по ее стабилизации;
  • Определение мероприятий, в пределах своей компетенции, по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности населения и работающих;
  • Определение основных направлений в обеспечении проведения и совершенствовании системы мероприятий при организации надзора за особо опасными инфекционными заболеваниями;
  • Обеспечение функционирования и совершенствования системы нормативно-методического обеспечения территориальных органов и подведомственных учреждений;
  • Обеспечение работы подкомиссии по аттестации специалистов подведомственных учреждений на квалификационную категорию;
  • Участие в организации и проведении, в пределах своей компетенции, санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению, выявлению причин, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, радиационных, химических и биологических аварий и инцидентов, распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • Подготовка в установленном порядке предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях;
  • Участие в организации и контроле за ведением радиационно-эпидемиологического регистра работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий;
  • Организация и осуществление контроля за ведением реестров по:
  1. аккредитации граждан и организаций, привлекаемых ФМБА России и территориальными органами ФМБА России к проведению мероприятий по контролю (надзору);
  2. приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территориях, подлежащих обслуживанию агентством, отдельных видов работ и услуг по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
  • Проведение приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Химическая безопасность

Полномочия ФМБА России по медико-санитарному обеспечению процесса уничтожения химического оружия определены постановлением  Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007г. № 421 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти,  участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности территориальных органов Федерального медико-биологического агентства и подведомственных учреждений   в данной области являются:

  •  организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора  за объектами по уничтожению химического оружия п.г.т. Горный Саратовской области, г. Камбарка Удмуртской Республики, п.г.т. Марадыковский  Кировской области, п. Леонидовка Пензенской области,   г. Щучье Курганской области, г. Почеп Брянской области, бывшими объектами по производству и разработке химического оружия;
  • разработка и утверждение в установленном порядке нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия  при проведении работ по уничтожению химического оружия, в том числе при выводе из эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, научное медико-гигиеническое сопровождение работ по уничтожению химического оружия, уничтожению или конверсии объектов по производству и разработке химического оружия;
  • организация и проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы   проектных материалов,  расчетов класса опасности  отходов производства в соответствии с СП 2.1.7.1386-03, проектов предельно-допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности и др.
  • слежение за  состоянием объектов производственной и окружающей среды при эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия. 

 Данные мониторинга санитарно-гигиенического состояния объектов по   уничтожению химического оружия заносятся в базу единой системы медицинского мониторинга (ЕСММ) при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия, которая ведется в ФМБА России с 2005 года.
По состоянию на 31 декабря 2011 года сводный банк данных ЕСММ содержит сведения о  2 352 654 санитарно-гигиенических исследованиях, проведенных  с момента запуска объекта всеми лабораториями, размещенными на объектах по уничтожению химического оружия (ПСЛ ЦГиЭ ФМБА России, МОС, производственная лаборатория).  
Случаев превышения гигиенических нормативов содержания отравляющих веществ в окружающей среде за весь период эксплуатации объектов не зарегистрировано. Превышения гигиенических нормативов отравляющих веществ и продуктов их деструкции в производственной среде  регистрировались  в единичных случаях.

В рамках выполнения  ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» научно-исследовательскими институтами ФМБА России совместно с территориальными органами и ЦГиЭ проводится работа по  медико-санитарной паспортизации территории расположения   ряда химически опасных  объектов с  анализом причинно-следственных связей между вредными производственными факторами и изменениями здоровья персонала. 
В целях защиты работников химически опасных объектов, населения  и среды обитания от воздействия опасных химических факторов  в ФМБА России выполняются работы  по  созданию и внедрению автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения химической безопасности на объектах и территориях, обслуживаемых ФМБА России (АИАС ХБ ФМБА России). Основными источниками данных являются две функциональные подсистемы: подсистема персонифицированного учета и наблюдения персонала   химически опасных  объектов и населения, проживающего вблизи объектов (подсистема «Мониторинг здоровья-ХБ») и подсистема мониторинга санитарно-гигиенического состояния объектов  и территорий их размещения (подсистема «СанГиМо-ХБ»). В 2011 году система АИАС ХБ внедрена на территориях размещения 6-ти обслуживаемых ФМБА России химически опасных объектов. 

Ведется  работа по разработке  и утверждению в установленном порядке нормативных и методических документов по обеспечению деятельности учреждений и организаций ФМБА России в области  санитарно-эпидемиологического благополучия персонала объектов с особо опасными условиями труда,  в том числе гигиенических нормативов с соответствующими аналитическими методиками контроля химических веществ. 

Биологическая безопасность

Реализация государственной политики обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия работников отдельных отраслей промышленности, обслуживаемых территорий, а также работников занятых работами с патогенными биологическими агентами I-IV групп патогенности (опасности) и обеспечения надзора за соблюдением требований биологической безопасности.

  • Организация обеспечения эпидемиологического  благополучия работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий по инфекционным заболеваниям, санитарной охране обслуживаемых территорий от их завоза и распространения.
  • Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований биологической безопасности при работе с ПБА I-IV групп патогенности.
  • Осуществление Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на обслуживаемых ФМБА России объектах и территориях непосредственно и (или) через подведомственные органы и учреждения.
  • Организация и проведение анализа состояния инфекционной заболеваемости на обслуживаемых территориях и в обслуживаемых организациях с подготовкой предложений по ее снижению, а также вакцинопрофилактики обслуживаемых контингентов.
  • Руководство, координация и контроль деятельности подведомственных органов и учреждений по вопросам индикации, диагностики и профилактики инфекционных заболеваний человека, а также биологической безопасности.
  • Оказание консультативной, методической и практической помощи органам и учреждениям ФМБА России по вопросам санитарной охраны обслуживаемых территорий, организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний, их лабораторной диагностики, соблюдения требований биологической безопасности при работах с ПБА I-IV групп патогенности.
  • Контроль обеспечения постоянной противоэпидемической готовности органов и учреждений ФМБА России для локализации и ликвидации эпидемических очагов инфекционных заболеваний, а также последствий совершения террористических актов, с применением биологических агентов.
  • Организация и контроль за проведением комплекса противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий или аварийных ситуаций на объектах биотехнологии и микробиологии, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на обслуживаемых территориях.
  • Участие в разработке и реализации целевых программ по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики инфекционных заболеваний и охраны  окружающей среды.
  • Определение основных направлений в обеспечении проведения и совершенствования системы противоэпидемических (профилактических) мероприятий при организации надзора на обслуживаемых объектах.
  • Участие в организации специализированной профессиональной подготовки кадров органов и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФМБА России по вопросам диагностики (включая лабораторную) и профилактики инфекционных заболеваний человека.
  • Организация, в пределах своей компетенции, оказания государственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Организация надзора за безопасностью пилотируемых космических полетов

Организация надзора за санитарно-эпидемиологической безопасностью пилотируемых космических полетов за соблюдением организациями, обслуживаемыми ФМБА России, федерального законодательства, санитарных правил, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия космонавтов, на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации пилотируемых космических аппаратов направлена на решение следующих задач:
Координация и контроль деятельности региональных (межрегиональных) управлений ФМБА России по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций и предприятий отраслей промышленности, участвующих в испытаниях изделий с искусственной средой обитания (пилотируемых космических аппаратов), в условиях воздействия на человека неблагоприятных экстремальных факторов природного или техногенного происхождения;
Надзор за соблюдением предприятиями и организациями, обслуживаемыми ФМБА России, федерального законодательства, санитарных правил, санитарно-эпидемиологических регламентов, нормативных и методических документов, устанавливающих правила и требования в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия космонавтов, на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации пилотируемых космических аппаратов, при проведении мероприятий направленных на предупреждение неблагоприятного воздействия на человека химических, физических и биологических факторов в экстремальных условиях космических полетов;
Организация и контроль проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы нормативно-технической документации по условиям производства новых продуктов питания для космонавтов с санитарно-эпидемиологической оценкой ее безопасности на соответствие показателям государственных гигиенических нормативов;
Надзор за соблюдением предприятиями и учреждениями Федерального космического агентства требований санитарно-эпидемиологических регламентов и нормативов к оборудованию, продукции, материалам и изделиям, доставляемым в составе грузопотока на МКС и проведения космических экспериментов, с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения ФМБА России; 
Оценка санитарно-эпидемиологической обстановки на комплексе Байконур по отчетным данным РУ комплекса  «Байконур» ФМБА России о проведенных мероприятиях по контролю и состоянии инфекционной заболеваемости населения города и обслуживаемых контингентов, участвующих в проведении работ на заключительном этапе подготовки КА к запуску;
Координация деятельности РУ комплекса «Байконур» ФМБА России по контролю соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при подготовке и укладке грузов в пилотируемые и транспортно-грузовые космические аппараты, выполнения ограничительно-обсервационных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии среди космонавтов и лиц, участвующих в подготовке ПКА к запуску;
Разработка предложений по реорганизации, органов  надзора ФМБА России в целях оптимизации структуры и штатной численности и совершенствования их деятельности на комплексе Байконур в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия различных групп населения.

Радиационная безопасность

1. Организация и осуществление надзора и контроля за исполнением (соблюдением) обязательных требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности персонала отдельных отраслей экономики с осбо опасными условиями труда и населения отдельных территорий  в соответствии с перечнем организаций и территорий, обслуживаемых ФМБА России.

2. Профилактика профессиональных заболеваний (отравлений) у персонала предприятий атомной промышленности и энергетики, атомного судостроения, утилизации атомных судов и кораблей с ядерными энергетическими установками, обращения с РАО.

3. Предупреждение вредного воздействия на человека радиационного фактора среды обитания и производственной среды.

4. Организация проведения мониторинга радиационной обстановки на обслуживаемых территориях.

5. Участие:

  • в государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии;
  • в организации и проведении ликвидации медико-санитарных последствий радиационных аварий и инцидентов;
  • в проведении комплексных проверок деятельности подведомственных органов и учреждений в области радиационной безопасности, радиационной гигиены, гигиены труда и медицины труда;
  • в законотворческой деятельности в области радиационной безопасности;
  • в подготовке специалистов в области радиационной безопасности, радиационной гигиены, гигиены труда и медицины труда.

6. Организационно-методическое руководство деятельностью подведомственных органов и учреждений в области радиационной безопасности.