Размер шрифта:
Цветовая схема:

Служба крови

Безвозмездное обеспечение компонентами

и препаратами донорской крови

 

Работа по безвозмездному обеспечению медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, донорской кровью и (или) ее компонентами осуществляется по следующим направлениям:

мониторинг потребности учреждений в донорской крови и (или) ее компонентах;

сбор и анализ сведений о запасах донорской крови;

разработка ежегодных планов безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами;

сбор и анализ отчетов о безвозмездном обеспечении компонентами крови.

 

Пропаганда массового донорства

 

В настоящее время развитие донорства крови и ее компонентов признано стратегическим направлением российского здравоохранения, и в рамках постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1447 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови» осуществляется реализация мероприятий по развитию службы крови, в том числе по основным направлениям пропаганды массового донорства крови и ее компонентов и повышения качества медицинского обслуживания в учреждениях службы крови.

 

Эффективно функционирует уже хорошо развитая коммуникационная инфраструктура Службы крови: Интернет-портал Службы крови (www.yadonor.ru) и Горячая линия по вопросам донорства крови – 8-800-333-33-30, которая работает круглосуточно и звонок по России бесплатный.

 

Реализация Программы развития добровольного донорства крови

 

Начиная с 2008 года Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством успешно  реализуется масштабная Программа развития добровольного донорства крови.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1447 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови» предоставлялись субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по развитию службы крови на закупку оборудования по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов.

На закупку компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для развития единой информационной базы данных в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, и программно-технических средств защиты этой базы бюджетам субъектов Российской Федерации были предоставлены иные межбюджетные трансферты.

С 2014 года ФМБА России осуществляет полномочия по предоставлению субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
9 марта 2013 г. № 197 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России».

К уникальным факторам успеха Программы относится также информатизация службы крови и создание единой базы данных. Федеральный регистр доноров позволяет исключить препятствия при сдаче крови донором за пределами региона его регистрации, а картотека лиц, отведенных от донорства, способствует повышению безопасности трансфузий и экономической эффективности

Техническое переоснащение службы крови, создание федеральной информационной системы, а также реализация мероприятий по привлечению новых доноров, проведенные в рамках указанной Программы, позволили создать в России современную службу крови, которая полностью удовлетворяет потребности медицинских учреждений в стандартизованных безопасных компонентах донорской крови.

 

Почетные доноры

 

С 2014 года ФМБА России осуществляет полномочия по предоставлению субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
9 марта 2013 г. № 197 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России».

Письмо ФМБА России от 27 июля 2015 года № 32-024/454 «О сверке исходных данных, необходимых для проведения расчётов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданного»

 

Письмо ФМБА России от 25 июля 2014 года № 32-024/404 руководителям органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации «О сверке исходных данных»

 

Информация о предоставлении отчета по осуществлению ЕДВ Почетным донорам в информационной системе ФМБА России.

 

Письмо заместителя министра финансов Российской Федерации Л.В. Горнина «О порядке предоставления субвенции на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награждённым нагрудным знаком «Почётный донор России»»

 

Осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»

Проекты нормативных правовых актов

Нормативная правовая документация

 

Перечень актов, содержащих правовые основания организации проверочных мероприятий при осуществлении государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов*

 

Наименование и реквизиты акта

1.      

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2.      

П. 2 ст. 19 федерального законаот 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и её компонентов»

3.      

П. 5.1.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 206 «Федеральном медико-биологическом агентстве»

4.      

П. 68, 69, 70 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 29«Технический регламент о требованиях безопасности крови, её продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»

5.      

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.09.2011 № 1093н«Об утверждении административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов»

  

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов*

 

Наименование и реквизиты акта

1.      

Ст. 420, 423, 425 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ

2.      

Ст. 784, 785 «Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.01.1996 № 14-ФЗ

3.      

Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и её компонентов»

4.      

Ст. 38, 49, подп. 1 п. 3 ст. 80 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

5.      

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 674«Об утверждении Правил безвозмездного обеспечения медицинских, образовательных и научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования»

6.      

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 667«Правила

ведения единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов»

7.      

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 332«Правила осуществления безвозмездной передачи донорской крови и (или) ее компонентов организациями, входящими в службу крови»

8.      

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 331«Правила обеспечения медицинских, образовательных, научных и иных организаций донорской кровью и (или) ее компонентами в иных целях, кроме клинического использования»

9.      

П. 1, 3, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291«Положение о лицензировании медицинской деятельности

(за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»

10.                        

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1230«Правила и методы исследований и правил отбора образцов донорской крови, необходимые для применения и исполнения технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»

11.                        

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2010 № 29«Технический регламент о требованиях безопасности крови, её продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии»

12.                        

Приказ Минздрава России от 19 июля 2013 г. № 478н «Об утверждении норматива запаса донорской крови и (или) ее компонентов, а также порядка его формирования и расходования»;

13.                        

Приказ Минздрава России от 03 июня 2013 г. № 348н «О порядке представления информации о реакциях и об осложнениях, возникших у реципиентов в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации деятельности службы крови»;

14.                        

Приказ Минздрава России от 02 апреля 2013 г. № 183н «Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов»

15.                        

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 марта 2012 г. № 278н «Об утверждении требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, и перечня оборудования для их оснащения»

16.                        

Аб. 62 пп. 5 п. 1; аб. 82 пп.1 п. 3; аб. 93 пп. 2 п. 3; аб. 32 пп. 2 п. 5; п.8 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 № 121н«Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях»

17.                        

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.02.2004 № 82«О совершенствовании работы по профилактике посттрансфузионных осложнений»

18.                        

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.09.2002 № 363«Инструкция по применению компонентов крови»

19.                        

Приказ Минздрава России от 23 сентября 2002 г. № 295 «Об утверждении «Инструкции по проведению донорского прерывистого плазмафереза»;

20.                        

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.01.2002 № 25«О введении в действие отраслевого классификатора «Консервированная кровь человека и ее компоненты»

21.                        

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2001 № 364«Порядок медицинского обследования донора крови и её компонентов»

22.                        

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.01.1998 № 2«Об утверждении инструкций по иммуносерологии»

23.                        

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.05.1997 № 172«О введении в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей «Трансфузиология» 


Цели и задачи

 

  Организация и проведение проверок медицинских организаций всех форм собственности.

  Получение и анализ сведений о соблюдении медицинскими организациями обязательных требований в сфере донорства крови и её компонентов, в том числе рекламаций и жалоб на несоблюдение обязательных требований, сведений о посттрансфузионных осложнениях.

  Направление в установленном порядке информации о выявленных нарушениях в органы государственной власти в соответствии с их компетенцией, в том числе в органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, а также органы прокуратуры.

 

Государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов – основная функция Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве».

Исполнение государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют ФМБА России (Управление организации службы крови) и территориальные органы – региональное и межрегиональные управления ФМБА России согласно приказу Минздравсоцразвития России от 29 сентября 2011 г. № 1093н «Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов».

 

Исполнение государственной функции

 

Проведение проверок

 

Административная практика

 

Правоприменительная практика

 

Риск-ориентированная модель

 

Рекомендации для работы

 

 

 

 

Планы проверок

 

 

В соответствии с частью 7 статьи 9 главы 2 Федерального закона № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном разделе сайта ФМБА России размещен ежегодный сводный план проведения плановых проверок, утвержденный Генеральной прокуратурой РФ.

 

·                     Ежегодный план проведения плановых проверок ФМБА России и его территориальных органов

Результаты проверок

 

Сведения по исполнению государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови

 

·   Результаты проверок в рамках государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови

Организация Службы крови

 Служба крови России представлена сетью учреждений (станции переливания крови, центры крови, институты) и подразделениями в медицинских организациях (отделения, кабинеты переливания крови), которые обеспечивают безопасность компонентов донорской крови и качество трансфузионной терапии.

Основные задачи Службы крови на современном этапе:

- техническая модернизация учреждений Службы крови России;

- обеспечение текущей потребности лечебных учреждений в компонентах и препаратах крови, исходя из современных принципов гемотрансфузионной терапии;

- выпуск компонентов крови, полностью отвечающих современным требованиям безопасности;

- развитие системы массового безвозмездного донорства крови и ее компонентов.

Функции по организации (в том числе ведение единой информационной базы по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов), управлению и контролю деятельности в сфере донорства крови сосредоточены в Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА России). Осуществлением данных функций занимается Управление организации службы крови ФМБА России.

До 2008 года само понятие «Служба крови» (привычное со времен СССР) фактически отсутствовало, поскольку не существовало единой службы, а отдельные организации, осуществлявшие заготовку, переработку, тестирование и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, находились в ведении территориальных органов исполнительной власти или ведомственном подчинении. Централизация функций организации, управления и контроля обеспечила значительный прогресс в развитии службы крови.

Начиная с 2008 года Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством успешно  реализуется масштабная Программа развития добровольного донорства крови.

В настоящее время развитие донорства крови и ее компонентов признано стратегическим направлением российского здравоохранения.
В рамках вышеуказанной Программы осуществляется реализация мероприятий по развитию службы крови, в том числе по основным направлениям пропаганды массового донорства крови и ее компонентов и повышения качества медицинского обслуживания в учреждениях службы крови.

Данные о современном состоянии службы крови позволяют позитивно оценить прогноз дальнейшего развития производственной и клинической трансфузиологии.

Управление организации службы крови ФМБА России

 Основные функции:

-   организация, контроль деятельности и модернизации службы крови, деятельность в рамках безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами для клинического использования,

- государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов,

- контроль деятельности территориальных отделов ФМБА России,

-  координация развития, ведения и обеспечения функционирования единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов (ЕИБД), организации и проведения работ по обеспечению функционирования и защиты автоматизированных информационных систем,

- организация сопровождения системы защиты конфиденциальной информации в автоматизированных системах ФМБА России,

-   подготовка и обеспечение учреждений службы крови информационными и методическими материалами, разработки проектов нормативных правовых актов,

- участие в организации и проведении форумов, выставок, совещаний, симпозиумов, конференций.

Отделы Управления организации службы крови ФМБА России:

-  отдел организации деятельности службы крови,

-  отдел контроля и надзора в сфере донорства крови и ее компонентов,

-  отдел информационных технологий и информационных ресурсов.

Начальник Управления организации службы крови ФМБА России:
8 (495) 617-17-64.

 

Единая информационная база по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» ведение единой информационной базы по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов (ЕИБД) – одна из основных функций ФМБА России.

ЕИБД - уникальная, федеральная государственная информационная система в области здравоохранения, объединяющая учреждения различной ведомственной принадлежности и построенная на принципах применения единых стандартов обработки данных, централизованного управления и технического сопровождения, что обеспечивает необходимую устойчивость системы и доступ, к достоверной и актуальной, необходимой для стратегического планирования деятельности службы крови.

Система организована как иерархическая совокупность независимых автоматизированных объектов:

  • Информационный центр ФГБУЗ Центр крови ФМБА России (ИЦ ЦК);
  • Объекты типа «Региональный информационный центр» (РИЦ);
  • Объекты типа «Станция переливания крови (отделение переливания крови)» (СПК/ОПК).

 

В ИЦ ЦК аккумулируется информация от всех объектов типа РИЦ, и осуществляется распространение информации между объектами типа РИЦ и другими объектами.

Объекты типа РИЦ служат для консолидации и систематизации всех данных, поступающих от специализированных медицинских организаций региона (ЛПУ) или СПК/ОПК региона, а также распространения информации между объектами типа СПК/ОПК. Объекты типа РИЦ являются расширением объектов типа СПК/ОПК.

Объекты типа СПК/ОПК осуществляют формирование собственных баз донорства крови и ее компонентов в соответствии с действующим законодательством и с использованием инфраструктуры системы АИСТ.

Специализированные медицинские организации (противотуберкулезные, кожно-венерологические, наркологические, психоневрологические диспансеры, центры по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, центры гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также центры гигиены и эпидемиологии Федерального медико-биологического агентства) передают данные о лицах, состоящих на учете и не имеющих, по состоянию здоровья, права на сдачу крови в отделениях переливания крови в РИЦ региона местоположения с использованием инфраструктуры системы АИСТ.

 

Историческая справка

 

О целебных свойствах крови люди узнали еще в древности, кровь считалась источником жизненной силы,  помощью  в исцелении от тяжелых недугов. В Древней Греции Гиппократ кровь здоровых людей давал пить больным с расстройством психики. Больные эпилепсией и старики пили кровь умирающих гладиаторов. В Риме папа Иннокнтий VIII, будучи уже дряхлым стариком, лечился кровью молодых мальчиков, дабы продлить и укрепить свои жизненные силы и здоровье.

В 1628 году выдающийся английский врач Уи́льям Гарвей открыл закон кровообращения. В 1665 году выдающийся анатом и физиолог Ричард Лоуэр с успехом провел переливание крови собакам. Профессор Жеан Денис в 1667 году перелил кровь ягненка молодому юноше. Однако, в основном, такие переливания в то время успехов не имели.

В 1900 году венский бактериолог Карл Ландштейнер сделал открытие о разделении по признаку групповой принадлежности крови  различных людей и убедительно продемонстрировал ценность данного нового лечебного метода. В дальнейшем открытие нашло применение в медицинской практике для спасения жизни тяжелобольных, что ни у кого не вызвало сомнений.

В 1918 году английский физиолог Джеймс Бланделл впервые в мире  перелил кровь от человека человеку. В России переливание крови впервые проведено в 1932 году петербургским акушером Андреем Мартыновичем Вольфом, тем самым  спасшим жизнь умирающей от кровопотери роженице. В последующем вопросы и аспекты переливания крови стали изучаться в мировой медицинской практике.

В России метод стал распространяться с исключительной быстротой после Октябрьской революции в Москве, Петрограде, Харькове, Саратове и других городах. В 1926 году в г.Москве был открыт первый в мире Институт переливания крови под руководством профессора Александра Александровича Богданова. В последующем, в 1931 году была создана Станция переливания крови, на базе которой впервые в мире был разработан способ консервирования сыворотки и плазмы крови, а также метод заготовки сухой плазмы. Одновременно с этим создана единая государственная система донорства по принципу «Максимум пользы больному, никакого вреда донору».

Интерес к  практическому применению метода переливания крови  во многом возрос в период Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Переливание крови  получило широкое применение в лечебных учреждениях как на фронте, так и в тыловых условиях. Действующая армия СССР получила свыше 1,7 млн. литров консервированной крови, проведено 7 млн. трансфузий. Армия доноров возросла до 5,5 млн. человек. Служба крови нашей страны держала генеральный экзамен в подтверждение своей зрелости и подготовленности к самым суровым испытаниям, что сыграло важную роль в улучшении исходов лечения и ускорило возвращение раненых в строй.

Послевоенные годы именуются периодом расцвета безвозмездного донорства. В него вовлекаются преимущественно организованные коллективы людей. Взятие крови у таких доноров осуществляется непосредственно на предприятиях и в учреждениях специальными выездными бригадами институтов и станций переливания крови. Медицина развивалась. Кровь и ее компоненты широко применялись в практике. Решались новые задачи. Для укрепления и повышения общественного авторитета доноров совершенствовалась агитационно-массовая работа. При этом к донорству привлекались руководители всех звеньев партийных, комсомольских, профсоюзных и общественных организаций.

Одной из ведущих и важных организационных задач по улучшению и упрощению системы учета доноров была централизация донорства и создание в крупных городах Единых донорских центров. В то время было сформулировано и опубликовано «Положение по комплектованию донорских кадров», в котором подробно излагались принципы и методы пропаганды донорства среди населения.

В ноябре 1955 года издано распоряжение, определяющее права и льготы  доноров. В СССР получила развитие новая форма патриотизма, гуманности и стремления оказать помощь больному товарищу – безвозмездное донорство. Был заложен новый принцип, включающий в себя равное право для всех граждан на получение крови и ее компонентов к лечебному применению в случае возникновения необходимости и одновременную моральную обязанность каждого члена общества принять личное участие в донорстве.

Конец 80-х годов прошлого века  и до 2008 года - можно законно назвать периодом спада. Общее количество доноров в целом по России сократилось, объем заготавливаемой крови уменьшился более, чем в 20 раз.

В настоящее время развитие Службы крови имеет положительную динамику. Успешно реализуется деятельность по организации добровольного безвозмездного донорства, заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов. Все это во многом стало возможным благодаря  реализации Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим масштабной Программы развития добровольного донорства крови.

К уникальным факторам успеха Программы относится также информатизация службы крови, создание единой базы данных и развитие программно-технических средств защиты этой базы. Федеральный регистр доноров позволяет исключить препятствия при сдаче крови донором за пределами региона его регистрации, а картотека лиц, отведенных от донорства, способствует повышению безопасности трансфузий и экономической эффективности.

Техническое переоснащение службы крови, создание федеральной информационной системы, а также реализация мероприятий по привлечению новых доноров позволили создать в России современную службу крови, которая полностью удовлетворяет потребности медицинских учреждений в стандартизованных безопасных компонентах донорской крови.